Гимнастика для развития речи

15.05.2019
0
2
Упражнения для развития речи ребенка

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет и старше

uprazhneniya-dlya-razvitiya-rechiГимнастика для тела, рук, ног – привычное и знакомое дело и для взрослых, и для детей (по крайней мере, так хотелось бы думать). Мы делаем ее, чтобы укрепить мышцы, чтобы быть стройными, сильными, подтянутыми. А вот зачем упражнения для развития речи ребенка, гимнастика для языка? Язык – главный среди органов речи человека. И ему необходима гимнастика, как и всем другим мышцам в организме человека. Ведь язык должен быть развит  очень хорошо для того, чтобы выполнять довольно сложные движения, в результате которых и получаются звуки, а они помогают нам общаться друг с другом. Очень важно развивать ораторские способности, научить ребенка правильно говорить.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет поможет развить и укрепить мышцы языка и быстрее поставить правильное звукопроизношение. Даже если звуки малыш произносит правильно, то гимнастика для языка поможет сделать его речь более четкой и выразительной. В начале занятий упражнения нужно выполнять перед зеркалом для того, чтобы малыш контролировал правильность выполнения упражнений, потом можно будет зеркало не использовать. Не расстраивайтесь, если у ребенка что-то не получается, это довольно сложно для первого раза. Многое может не получиться даже у Вас. Будьте ласковы и снисходительны. Занимайтесь вместе с ребенком. Занятия должны длиться 5-7 минут. Кроме артикуляции для развития ораторских способностей очень важны и дыхательные упражнения, которые учат вдыхать воздух медленно и глубоко. Певицы говорят, что вдыхать воздух нужно так медленно, чтобы захотелось зевать, а на зевке можно и петь, и читать нараспев стихи – звуки получаются насыщенными и сильными, а связки не устают.

Для начала, несколько дыхательных упражнений

1.   Цветок. Предложите малышу представить, что он вдыхает аромат прекрасного цветка, который он держит на вытянутой руке. Он должен вдыхать воздух носом медленно и глубоко. Далее упражняемся в плавном и продолжительном выдохе:

2.  Снежинки. На ладонь ребенка положите кусочек ваты и  попросите его представить, что это снежинка. Она легкая и воздушная. Посмотрите, как она летает. Покажите малышу, как сдуть снежинку с ладони. Вдох делается через нос медленный и глубокий, и выдох через рот – длительный и плавный.

3.  Чай.  Прекрасное упражнение – дуть на горячий чай. Выдох не должен быть резким.

4.  Листочки. Из зеленой бумаги нужно вырезать листочки, привязать их ниткой к карандашу. Ветер дует – листочки колышутся. Роль ветра  исполняет ребенок. Дуть нужно достаточно сильно но не резко, при этом по прежнему делать глубокий и медленный вдох через нос.

5.  Футбол. С двух сторон делаются импровизированные ворота. Это могут быть не очень большие коробки. Дуя на комочки ваты (мячи), вы должны забить гол в ворота противника.

6.  Шарики. Очень полезно надувать воздушные шарики.

Предложите ребёнку взять в руку воображаемый одуванчик. На счёт от 1 до 5 сделать носом вдох, не поднимая плеч, а затем подуть на одуванчик так, чтобы он разлетелся.

7.  Звоночек. Попросите ребенка, чтобы он подошел к стене и представил, что перед ним входная дверь, а рядом кнопочка звонка. Попросите малыша сделать глубокий медленный вдох носом, но плечи при этом не поднимать, задержать на секундочку дыхание. Пусть он нажмет на звонок пальчиком, одновременно произнося звук «рь=рь-рь». Затем то же самое нужно проделать, нажимая на звоночек  пальцем другой руки.

8.  Свеча. Перед ребенком держите зажженную свечу. Попросите его сделать носом глубокий вдох  и резко задуть свечку. Повторите эту игру несколько раз. После нее, правда, нужно проветривать комнату.

9.  Волшебник. Предложите малышу немного побыть магом. Произносите заклинание, но обязательно на одном дыхании: «Мимм -мэмм — мамм — момм — мумм — мымм!» Следите за артикуляцией, ребенок должен хорошо двигать губами.

10.  Шарик. Возьмитесь с малышом за руки. Не разъединяя руки, сделайте медленный вдох носом и два шага назад. Так шарик надулся и у вас получился большой круг. Теперь вы выпускаете воздух, произнося «с-с-с….» и выдыхая, делаете один шаг вперед. Шарик немного уменьшился.  Теперь его нужно еще уменьшить, для этого, не вдыхая, еще произносим «с-с-с…» и делаете еще один шаг вперед. Шарик стал совсем маленьким. Таким образом вы максимально выпустили воздух из дыхательных путей. После этого можно спокойно вздохнуть. Повторите игру несколько раз.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет

Такие упражнения для развития речи ребенка нужно выполнять регулярно,  каждое из них повторять по 5 раз в течение 5-7 секунд. Обычно детям такая гимнастика очень нравится. Не забывайте дать малышу зеркало, он должен видеть, что делает. Погримасничать любят все!


артикуляционная гимнастикаЧистим зубки

 — нужно улыбнуться и открыть рот

— с внутренней стороны почистить зубки кончиком языка сначала нижние, потом верхние

развитие речиОкошко

—  открыть рот широко – жарко

—  закрыть рот  —  холодно

Тесто

артикуляционная гимнастика для детей  нужно улыбнуться

—  держа язык между губами, пошлепать  ими, получается звук «пя-пя-пя»

—  зубками легонько покусать кончик языка —  далее движения чередуются

упражнения для развития речиЧашечка

—  нужно улыбнуться —  открыть широко рот

—  широкий язык высунуть наружу и придать ему форму чашечки (приподнять кончик языка)  

упражнения для развития речи для детейДудочка

—  сомкнуть губы и зубы

—  с напряжением вытянуть губы вперед

упражнения для развития речи для детей 3-4 летЗаборчик

—  нужно улыбнуться

—  обнажить сомкнутые зубы, с напряжением растягивая губы в широкой

улыбке

упражнения для развития речи для детей 4-5 летМаляр

—  нужно улыбнуться

—  рот приоткрыть

—  покрасить (погладить) нёбо кончиком языка

 упражнения для развития речи для детей 2-3 летГрибочек

—  нужно улыбнуться

—  языком поцокать, как будто идет лошадка

—  широкий язык присосать к нёбу

упражнения для развития речи для детей 3 летПоймай мышку

—  нужно улыбнуться

—  приоткрыть рот

—  произнести «а-а» и широкий кончик языка поймать зубами, прикусить его (мышка поймана за хвостик)

артикуляционная гимнастика для малышейЛошадка

—  губы вытянуть

—  рот приоткрыть

—  поцокать узким язычком (как лошадки цокают копытами)

развитие ораторских способностейПароход

—  нужно улыбнуться

—  рот открыт

—  произнести с напряжением длинное «ы-ы-ы»

развитие ораторских способностей у детейСлоник

—  нужно улыбнуться

—  губы вытянуть вперед трубочкой, получается «хобот слона»

—  хоботом как будто набирать воду, слегка при этом причмокивать

развитие ораторских способностей у малышейОрешки

—  закрыть рот

—  поочередно кончик напряженного языка упирается в щеки

—  на щеках образуются орешки – твердые шарики

развитие ораторских способностей у детей 3-4 летКачели

—  нужно улыбнуться

—  рот открыт

—  переводить кончик языка за нижние зубы, потом за верхние

развитие ораторских способностей у детей 4-5 летЧасики

—  нужно улыбнуться

—  рот открыт

—  кончик языка переводить из одного угла рта в другой поочередно

развитие ораторских способностей у детей 5-6 летШарик 

—  надуть полностью щеки

—  сдуть щеки тоже полностью

гимнастика для языкаГармошка

—  нужно улыбнуться

—  сделать языком грибочек (присосать его к нёбу)

—  не отрывать язык от нёба, открывать и закрывать рот, при этом зубы не смыкать

гимнастика для языка для детейПарашютик

—  положить ватку на кончик носа

—  языку придать форму чашечки и прижать к верхней губе

—  сдуть с носа ватку

Занимайтесь такой артикуляционной гимнастикой всегда, когда у Вас есть такая возможность. И Ваш малыш в скором времени будет удивлять Вас своей красивой и правильной речью. Упражнения для развития правильной речи можно начинать выполнять с того возраста, когда ребенок начинает понимать, что вы от него хотите, может выполнять Ваши просьбы. Обычно начинают с 3-4 лет. Но даже если, Вы поняли, что такая гимнастика нужна малышу позже, то Вы успеете наверстать упущенное. Такая артикуляционная гимнастика полезна не только для детей 3-4 лет, но и для взрослых.  Зачем развивать правильную речь вы можете прочитать в статье  » Как научить ребенка правильно разговаривать«Не забывайте о развитии мелкой моторики и пальчиковых играх. Всю информацию на эту тему Вы можете найти в рубрике «Развитие мелкой моторики«.

Пусть наши детки будут здоровы, и их ораторские способности радуют родителей!

Если вы хотите быть в курсе наших новостей, подпишитесь на новости блога «Наши детки»! Заполните форму ниже и получайте их на свою почту!

Друзья! Не забудьте поделиться с друзьями! Жмите на кнопочки соцсетей!

Вам также будет интересно:


гимнастика для развития речи
Как развивать речь малыша

Лучше, если технику массажа вам покажет опытный профессионал, однако самые простые приемы вы можете освоить сами.

Массаж выполняется одной рукой, другая придерживает массируемую кисть. Продолжительность сеанса — 3 – 5 минут; проводится несколько раз в день.

Массаж включает в себя следующие типы движений: 

  • Поглаживание — совершается в разных направлениях;
  • Растирание — отличается от поглаживания большей силой давления (рука не скользит по коже, а сдвигает ее);
  • Вибрация — нанесение частых ударов кончиками полусогнутых пальцев;
  • Массаж с помощью специального мячика — мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик нужно использовать твердый, то есть он не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным);
  • Сгибание-разгибание пальцев — пальцы изначально сжаты в кулак, каждый по очереди разгибается и массируется со стороны ладони круговыми движениями от основания к кончику.

Мы подробнее рассказываем о массаже здесь.

Пособия для игр:

  • Бабочки из цветной бумаги
  • Листочки из цветной бумаги
  • Вертушка
  • Ватные шарики
  • Бумажный кораблик

Игры для детей от 2 месяцев:

  • Вот какие разные. Ребенку вкладывают в руку различные по фактуре и форме предметы. Малыш должен схватить предмет и удержать его некоторое время. Такое упражнение развивает не только моторику, но и тактильные ощущения. Хорошо, если вы будете при этом комментировать происходящее: «Этот шарик гладкий», «Этот ежик колючий» и т. д.

Игры для детей от 9 месяцев:

  • Сборные матрешки. Сначала нужно собирать одну куколку, затем постепенно усложнять игру; после 2 лет это должна быть уже тройная матрешка.
  • Пирамидки. Для начала нужно использовать классическую пирамидку, размер колец которой уменьшается к вершине.
  • Обведи по контуру. Нужно сделать карточки с изображениями известных малышу предметов, например домика, дерева, машинки, и обклеить их контуры бархатной бумагой. Суть игры: взрослый ведет пальчик малыша по контуру и называет предмет. Потом контур обклеивают бусинами или горошинами и повторяют игру.
  • Чашки-ложки. Ребенок пересыпает ложкой сахар или манную крупу из одной чашки в другую. Можно также перекладывать рукой фасоль, горох или орехи.
  • Лепка из пластилина. Начинать надо с цилиндра, а со временем усложнять задания: шарик, морковка, змейка.

Во время проведения игр не забывайте комментировать свои действия и объясняйте ребенку все, что вы делаете.

Игры для детей от 1 года:

  • Сильные ладошки. Ребенок сжимает резиновые игрушки. Самое лучшее — резиновый ежик: иголки воздействуют как массажер.
  • Мозаика. Сначала нужно выкладывать простые фигуры: дорожки, цветочки, квадратики, — а затем переходить к более сложным: домики, машинки, елочки.
  • Конструктор. Величина деталей и сложность конструкции зависят от возраста малыша: начинать нужно с самых крупных деталей и с самых простых конструкций, например с построения башенки.
  • Бусины. Величина бусин также зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями и нанизывать их на толстый шнурок; затем размер деталей нужно постепенно уменьшать, переходя к настоящим бусинам. Для упражнения используются уже нанизанные бусы средней величины. Цель — научить ребенка выкладывать из бус контуры предметов. Например, можно выложить круг, квадрат, сердечко, спираль и т. д.
  • Шнуровки. Так как шнуровки бывают разными по содержанию, имеет смысл обыграть процесс шнурования — например, попросить ребенка сшить платье для мамы (шнуровка-пуговица) или зашнуровать обувь (шнуровка-ботинок).
  • Волшебный поднос. На поднос тонким слоем насыпают манку и проводят пальчиком ребенка по крупе. Затем малышу показывают, как рисовать различные фигуры. В возрасте 2 – 3 лет можно рисовать цифры и буквы.
  • Разноцветные прищепки. Суть игры состоит в том, чтобы научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки, а чтобы игра была интересной, можно делать это по тематическому принципу: лучики — к солнцу, иголки — к ежику, дождик — к тучке, травку — к земле. Конечно, для этого вам сначала предстоит сделать заготовки. Это довольно сложное задание для ребенка. Не пытайтесь добиться результата сразу. Для начала возьмите руки крохи в свои и выполните упражнение вместе с ним.
  • Золушка. Нужно смешать белую и красную фасоль и попросить ребенка разобрать ее по цвету.
  • Забавные картинки. По листу картона равномерно распределите пластилин и покажите ребенку, как с помощью горошин выкладывать рисунки.
  • Счетные палочки. Покажите малышу, как с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Желательно, чтобы счетные палочки были не гладкие, а ребристые: это служит дополнительным массажем для пальчиков.
  • Маленький скульптор. Лепка из теста (рецепт теста: 1 стакан муки, 1/2 стакана соли, немного воды). Преимущество теста перед пластилином в данном случае заключается в том, что поделки впоследствии можно использовать в качестве игрушек.
  • Застегни пуговку. Вам понадобятся два кусочка плотной ткани. На один из них нашейте три пуговицы разного диаметра, во втором прорежьте соответствующие по размеру петли. Сначала покажите малышу, как надо застегивать пуговки, комментируя свои действия: «Большую пуговицу мы вставляем в большую петельку, среднюю пуговку — в среднюю, а маленькую — в маленькую». Затем возьмите руки ребенка в свои и повторите упражнение. После этого можно предложить малышу самостоятельно попробовать застегнуть пуговицы. Не настаивайте, если кроха не захочет или у него не будет получаться. Это очень сложное упражнение, и для его успешного выполнения требуется тренировка.
  • Трафареты. Начинать рекомендуется с трафаретов для внутренней обводки (ребенку легче обводить внутри, чем снаружи) и с самых простых форм (круг или квадрат). Практический совет: вы можете приобрести готовые трафареты, но лучше изготовить их самим. Дело в том, что большинство стандартных трафаретов имеет маленькую толщину, и ребенку неудобно их обводить, так как карандаш все время соскальзывает. Поэтому трафареты должны быть достаточно объемными. Хороший выход — вырезать их из куска линолеума или обувной коробки.

Пальчиковый театр — это увлекательная игра, которая: 

  • Стимулирует развитие мелкой моторики;
  • Знакомит ребенка с такими понятиями формы, цвета, размера;
  • Помогает развивать пространственное восприятие (понятия «справа», «слева», «рядом», «друг за другом» и т. д.);
  • Развивает воображение, память, мышление и внимание;
  • Помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции;
  • Формирует творческие способности и артистические умения;
  • Знакомит с элементарными математическими понятиями.

Для детей в возрасте 1 – 2 года (на примере сказки «Колобок»):

  • Сначала познакомьте ребенка с персонажами сказки. Предложите малышу рассмотреть и потрогать фигурки. Затем наденьте по очереди каждый персонаж себе на палец и опишите его.
  • Познакомьте ребенка с названием каждого пальца на руке. Например, можно сказать так: «На указательном пальце у меня сидит Колобок».
  • Затем разыграйте перед малышом сказку. Наденьте персонажи себе на пальцы и скрестите руки в замок. Начинайте рассказывать сказку, поднимая пальцы с действующими лицами по ходу действия. Например, сказку «Колобок» можно начать рассказывать следующим образом. Поднимите вверх палец с персонажем «бабка». Скажите малышу о том, что сегодня этот герой будет выпекать Колобка. Ритмично постукивайте друг о друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцев. При этом говорите: «Бабушка тесто замешивает». По такому же принципу обыграйте появление каждого персонажа.

 Для детей в возрасте 2 – 4 лет (на примере сказки «Колобок»):

  • Поинтересуйтесь у ребенка, помнит ли он сказку «Колобок». При необходимости напомните ему.
  • Затем попросите малыша выставить персонажей на столе в порядке их появления в сказке. При этом попросите дать характеристику каждому из них по принципу: «Бабка — старая, добрая заботливая; Колобок — круглый румяный, озорной» и т. д.
  • Задайте ребенку вопросы по сказке. Например: «Почему бабка решила испечь Колобка? Почему он ушел от бабки и от деда? Кто встретился ему на пути?»
  • Затем разыграйте перед маленьким зрителем сказку с помощью пальчикового театра.
  • В конце попросите ребенка самостоятельно разыграть перед вами сказку, используя пальчиковый театр. При необходимости подсказывайте ему.

Ладушки

– Ладушки, ладушки! Где были?

– У бабушки.

– Что ели?

– Кашку.

– Что пили?

– Бражку.

Кашку поели, бражку попили,

(ребенок и взрослый ритмично хлопают в текст потешки) 

Шу-у-у... полетели!

На головку сели, петушком запели.

Ку-ка-ре-ку!

(Поднимают руки вверх и опускают на голову.) 

Сорока

Сорока, сорока, сорока-белобока

Кашку варила, детишек кормила:

(указательным пальцем правой руки водят по ладошке левой) 

«Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала.

(По очереди загибают пальцы, начиная с большого.) 

Этому не дала! Ты воды не носил,

Дров не рубил, каши не варил — 

Ничего тебе нет!»

(Мизинец не загибается.) 

Варежка

Маша варежку надела:

(сжать пальцы в кулак) 

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не попал».

(Все пальцы разжать, кроме большого.) 

Маша варежку сняла:

«Поглядите-ка, нашла!

(Разогнуть оставшийся согнутым палец.) 

Ищешь, ищешь — и найдешь,

Здравствуй, пальчик, как живешь?»

(Сжать пальцы в кулачок.) 

Братцы

Идут четыре брата навстречу старшему.

– Здравствуй, большак, — говорят.

– Здорово, Васька-указка, Гришка-сиротка,

Мишка-середка, да Крошка Тимошка.

(Соединяют большой палец с другими пальцами по очереди.) 

Замок

На двери висит замок.

(Соединить пальцы обеих рук в замок.) 

Кто его открыть бы мог?

(Пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны.) 

Постучали,

(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга) 

Покрутили,

(покрутить сцепленные руки в запястьях) 

Потянули

(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны) 

И открыли.

(Расцепить пальцы.)

Суть занятия на пальчиковую моторику состоит в том, чтобы научить ребенка с помощью пальцев изображать какие-то предметы или живых существ. При этом все движения пальцев должны объясняться малышу. Это поможет ребенку разобраться с такими понятиями, как «сверху», «снизу», «правый», «левый» и т. д. После того как ребенок научится сам выполнять упражнения, можно попытаться разыграть сценки или небольшие сказки, распределив роли между собой и вашим маленьким актером (например, встреча ежика и зайчика в лесу). Вот несколько примеров таких упражнений.

  • Пальчиковая игра \
  • . Указательный и средний пальцы выпрямлены, остальные сжаты в кулак. Человечек. «Бегаем» указательным и средним пальцами по столу.
  • Пальчиковая игра \
  • . Руки сцепить в замок, пальцы одной руки и большой палец другой выпрямить. Кошка. Соединить средний и безымянный пальцы с большим, указательный и мизинец поднять вверх. Коза рогатая. Указательный и мизинец выпрямлены, большой палец — на согнутых безымянном и среднем. Бабочка. Руки скрестить в запястьях и прижать ладони тыльными сторонами друг к другу, пальцы прямые; ладони с прямыми пальцами совершают легкие движения в запястьях — «бабочка летит». Очки. Пальцы правой и левой руки сложить колечками, поднести их к глазам.

Кроме этих примеров, вы сами можете придумать множество интересных и занимательных упражнений для ребенка для развития речи.

Для правильного звукопроизношения нужно, чтобы органы речи — язык, губы, мягкое небо — были хорошо развиты и подвижны. Все органы, в том числе и речевые, состоят из мышц, следовательно, их можно тренировать. На это нацелена веселая артикуляционная гимнастика для детей. Она помогает укрепить речевые мышцы и подготавливает базу для чистого звукопроизношения. Неправильное звукопроизношение может привести к дальнейшим сложностям, например к дисграфии (нарушение письма), что сильно затруднит обучение ребенка в школе.

Безусловно, для постановки правильной речи и правильного звукопроизношения ребенок в первую очередь должен слышать правильную речь взрослых. Поэтому важно не сюсюкать с малышом, не коверкать слова, четко произносить все звуки, не пытаться повторять за ребенком звукосочетания и слова, которые он выдумывает, какими бы забавными они вам ни казались. Помните, что ваше чадо впитывает все, как губка, и ваша речь для него — и пример для подражания, и безусловное руководство к действию.

Артикуляционная гимнастика — это и веселое занятие для мамы и малыша, и первый этап в постановке правильного звукопроизношения. А залогом четкого произношения звуков и ясной дикции является хорошо поставленное речевое дыхание и четкая работа органов речевого аппарата.

Упражнения для речевого дыхания:

  • Артикуляционная гимнастика \
  • . Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
  • Ветряная мельница. Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.
  • Артикуляционная гимнастика \
  • . Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад, и предложить сдувать «снежинки» с ладони.
  • Листопад. Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ему подуть на листья так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.
  • Бабочка. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы малыш сделал длительный плавный выдох).
  • Кораблик. Дуть плавно и длительно на бумажный кораблик.
  • Одуванчик. Предложите ребенку подуть на отцветший одуванчик (следите за правильностью выдоха).
  • Шторм в стакане. Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).

Упражнения с включением речевого компонента:

  • Длительное протяжное произнесение гласных звуков: «Кукла Катя хочет спать» («а-а-а»), «Дует сильный ветер» («у-у-у»).
  • Многократное повторение слогов на одном выдохе: «Дождик капает по крыше» («па-па-па»), «Зайка прыгает» («оп-оп-оп»), «Мишка топает» («топ-топ-топ») и т. д.
  • Произнесение на одном выдохе слов и фраз с использованием приема наращивания: «Ветер. Дует ветер. Дует сильный ветер. Дует сильный и холодный ветер».

Техника выполнения упражнений для детей

Ребенок:

  • Набирает воздух через нос;
  • Плечики не поднимает;
  • Выдох делает длительным и плавным.

Взрослый:

  • Следит за тем, чтобы ребенок не надувал щеки (для начала их можно придерживать руками);
  • Контролирует правильность речевого дыхания малыша, не допуская, чтобы ребенок делал слишком большой вдох и «выжимал» из себя воздух до конца (так он начнет задыхаться);
  • Регулирует интенсивность и количество упражнений — их нельзя повторять много раз подряд, так как это может привести к головокружению.

Помимо упражнений на постановку правильного дыхания, в артикуляционную гимнастику входят и те, что нацелены на тренировку органов речи — языка, губ, челюсти. Выполнять их можно в любую минуту. Например, самые первые «занятия» вы можете проводить, меняя малышу подгузник; с ребенком постарше — в очереди в поликлинике или перед зеркалом в ванной во время утреннего умывания. Приведем примеры таких упражнений:

  • Широко открыть рот (жарко), закрыть рот (холодно);
  • Надуть щеки, сдуть щеки, как будто шарик;
  • Облизать губки по кругу, дотянуться с силой язычком до носика, щек, подбородка (представьте, что вы выпачкались в варенье);
  • Облизать, как киска, воображаемую тарелочку;
  • Приоткрыть ротик, побарабанить язычком по верхним зубкам (словно барабанщик);
  • Поиграть в слоненка — вытянуть вперед губы трубочкой, «сделать хобот», «набирать им водичку», слегка причмокивая;
  • Перекатывать орешки — рот закрыт, кончик языка поочередно с напряжением упирается то в одну щеку, то в другую, на щеках образуются твердые шарики-«орешки»;
  • Поиграть в лошадку — поцокать языком, потом пофыркать (можете при этом играть с игрушечной лошадкой);
  • Сделать заборчик — улыбнуться с напряжением, обнажив зубы;
  • Сделать чашечку — высунуть язык, придать ему форму чашечки;
  • Завернуть язык наверх, словно вы сворачиваете блинчик, прижать его верхними зубами;
  • Почистить зубки язычком (провести им по верхним, потом по нижним зубам);
  • Поиграть в паровозик — погудите («у-у»), губы трубочкой (можете показывать при этом нарисованный или игрушечный паровозик);
  • Показать, как гудит пароход: приоткрыв рот, тянем звук «ы-ы-ы»;
  • Покажите ребенку часы с маятником, пусть малыш изобразит, как он работает, точно так же подвигайте языком — вправо-влево, в уголки рта.

Повторяйте каждое упражнение по 8 – 10 раз.

Упражнения на звукопроизношение.

Самые несложные и доступные упражнения на постановку звуков — это проговаривание скороговорок и чистоговорок. 

Подойдут, например, такие:

Банан — в тропиках,

Диван — в клопиках.

Заспорили три козы

Про глаза стрекозы:

Три козы вокруг стрекозы сидят —

На кого глаза стрекозы глядят?

От топота копыт пыль по полю летит.

Пришел Прокоп — кипел укроп.

Ушел Прокоп — кипел укроп.

Как при Прокопе кипел укроп,

Так и без Прокопа кипел укроп.

На дворе трава, на траве дрова.

Раз дрова, два дрова, три дрова —

Не руби дрова на траве двора.

Всех скороговорок не перескороговоришь,

Не перевыскороговоришь.

Тридцать три корабля лавировали,

Лавировали, да не вылавировали.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон —

Как в капюшоне он смешон!

В четверг четвертого числа

В четыре с четвертью часа

Четыре черненьких чумазеньких чертенка

Чертили черными чернилами чертеж.

Наш Полкан из Байкала лакал.

Полкан лакал, не мелел Байкал.

  • Необходимо следить за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками);
  • Нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.

Когда ребенок только начинает осваивать речевые навыки, вы ставите правильное звукопроизношение уже за счет простого ежедневного общения и совместных игр. Если малыш уже освоил родную речь и вы замечаете некоторые нарушения в звукопроизношении, постановкой звуков должен заниматься только логопед, обычно такие занятия начинаются не раньше 4 – 5 лет.

Дело в том, что у подвижных и хорошо скоординированных малышей речевые навыки могут появляться несколько раньше, чем у их более спокойных сверстников. Более того, замечено, что у детей с нарушениями речи наблюдаются и неполадки в работе крупной моторики: нечеткость и неорганизованность движений, недостаточное чувство ритма и координации. Таким детям на помощь приходит логоритмика.

Учеными доказано, что точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений органов речи — губ, языка и нижней челюсти. Таким образом, развитие общей моторики способствует развитию речи.

Мы подобрали для вас несколько примеров несложных логоритмических упражнений, которые больше похожи на игру, не требуют помощи специалистов и могут выполняться в любую свободную минуту.

Деревцо

Дует ветер нам в лицо —

(махать руками ладошками к себе) 

Закачалось деревцо.

(Руки подняты, покачивания туловищем из стороны в сторону.) 

Ветерок все тише, тише —

(плавно опустить руки) 

Деревцо все выше, выше.

(Поднять руки и тянуться вверх.) 

Физкульт-привет

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки,

Утром рано умывались,

(имитировать умывание) 

Полотенцем растирались.

(Имитировать растирание спины полотенцем.) 

Ножками топали,

Ручками хлопали.

Вправо-влево наклонялись

И обратно возвращались.

(Имитировать движения, указанные в тексте.) 

Вот здоровья в чем секрет:

Всем друзьям — физкульт-привет!

(Резко поднять руки вверх.) 

Бабочка

Спал цветок

(исходное положение: присесть, спрятав голову в колени и обхватив колени руками) 

И вдруг проснулся.

(Поднять голову, выпрямить руки; затем опустить руки вдоль тела.) 

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

(Выпрямить спину, подняться; слегка покачаться вправо-влево; отвести руки назад — «вырастают крылья».) 

Солнце утром лишь проснется —

Бабочка кружит и вьется.

(«Летать», имитируя движения бабочки.) 

Водичка

Водичка, водичка,

(двумя руками по очереди показывать, как сверху льется водичка) 

Умой мое личико,

(ладошками имитировать умывание) 

Чтобы глазки блестели,

(дотрагиваться до глазок по очереди) 

Чтобы щечки краснели,

(тереть щечки) 

Улыбался роток

(улыбаться, гладить руками ротик) 

И кусался зубок.

(Стучать зубками, показывать руками, как закрывается ротик.) 

Кулачок

Как сожму я кулачок

(сжать руки в кулачки) 

Да поставлю на бочок.

(Поставить кулачки большими пальцами вверх.) 

Разожму ладошку,

(распрямить кисть) 

Положу на ножку.

(Положить руку на колено ладонью вверх.) 

Тук-тук

– Тук-тук-тук.

(Три удара кулаками друг о друга.) 

– Да-да-да.

(Три хлопка в ладоши.) 

– Можно к вам?

(Три удара кулаками друг о друга.) 

– Рад всегда!

(Три хлопка в ладоши.) 

Зайчики

Жили-были зайчики

(показывать на голове заячьи ушки) 

На лесной опушке.

(Разводить руками перед собой, описывая окружность.) 

Жили-были зайчики

(показывать на голове заячьи ушки) 

В серенькой избушке.

(Сложить руки над головой в форме домика.) 

Мыли свои ушки,

(проводить руками по воображаемым ушкам) 

Мыли свои лапочки.

(Имитировать мытье рук.) 

Наряжались зайчики,

(руки на бока, слегка поворачиваться в обе стороны, в полуприседе) 

Надевали тапочки.

(Руки на бока, поочередно выставлять вперед правую и левую ногу.)

Снег

Как на горке снег, снег,

(показывать руками горку) 

Снег, снег, снег, снег.

(Двигать руками, перебирая пальцами.) 

И под горкой снег, снег,

(показывать руками «под горкой») 

Снег, снег, снег, снег.

(Двигать руками, перебирая пальцами.) 

А под снегом спит медведь.

(Сначала ладошки под щечку, а потом изобразить ушки медведя.) 

Тише, тише, не шуметь!

(Пальчик ко рту, грозить пальчиком.)

Почему так важны правильное развитие речи и ранняя коррекция нарушений

Правильное развитие и ранняя коррекция речи (в случае каких-либо отклонений) чрезвычайно важны: речевые нарушения приводят к трудностям в обучении письму и чтению; помимо этого, они, как правило, ведут к возникновению комплексов у ребенка, мешают его социализации. Поэтому при любых подозрениях на наличие тех или иных особенностей речевого развития у малыша лучше обратиться к специалистам (логопеду, неврологу, дефектологу, психологу).

Вне зависимости от заключения специалистов в случае речевых нарушений, вне зависимости от того, есть ли речевые нарушения или они отсутствуют, вы можете помогать своему ребенку осваивать родную речь, учить его правильному произношению, построению фраз и оформлению мыслей. 

Воспользуйтесь нашими советами, сделайте упражнения практикой ежедневного общения и совместных игр с ребенком — внесите вклад в его будущее!

Приятных вам занятий!



Как помочь ребенку 2-3 лет начать говорить: упражнения, артикуляционная гимнастика, игры, советы специалистов

Специалисты считают, что в 2 года в словарном запасе ребенка  должно быть не менее 50 слов. Но что делать родителям, если  двухлетний малыш не говорит? От усилий взрослых многое зависит, а именно: раннее развитие речи у малыша и содержательная направленность речевого развития крохи, его способность активно воспринимать слова. Конечно, каждый ребенок индивидуален и начинает разговаривать в положенный ему срок, но помочь развить этот навык все-таки можно при помощи специальных упражнений и развивающих игр.

Как разговорить ребенка: эффективные методы развития речи у детей 2-3 лет

Самый распространенный метод развития речи малыша, которые используют родители, это прием под названием «скажи мама». Да, действительно, такой метод приносит пользу, но он далеко не единственный. Этот прием подходит для совсем маленьких деток, которые только начали произносить первые звуки. Но, если данный метод побуждает кроху просто подражать и неосознанно повторять за родителями, то следующие методики помогут ребенку произносить слова осмыслено и понимать, о чем идет речь.

Познаем предметы вместе

Желая развить речевые навыки у ребенка, старайтесь выразительно описывать все, что он делает. В возрасте от года дети начинают активно познавать окружающий их мир. Они трогают предметы, открывают и закрывают двери, трогают все ручками.

Возьмите за правило описывать его действия. Например, при открытии и закрытии дверок говорите: «Открывай дверцу, закрывай». Если ребенок взял в руки какой-либо предмет, опишите его. Например, если ребенок взял ложку можно сказать: «Смотри, у тебя в руках ложка. Это ложка». Поощряйте любую активность крохи и акцентируйте внимание на том, что он делает.

Знакомство с картинками

Есть масса развивающих книг с красочными картинками, которые могут помочь малышу познакомиться с миром. Покупайте ребенку книги для самых маленьких, например, из рубрики о животных под названием «Кто я?». Показывая в книжке или на карточке, рисунок с кошкой, можно говорить: «Как делает кошка? – Мяу». Посредством этих занятий вы сможете познакомить кроху с животными и помочь проговаривать определенные звуки. Этот метод идеален для малыша, так как он уже понимает, что каждому зверьку принадлежит тот или иной звук. Старайтесь изучать животных, которых вы можете видеть на улице. Малыш, увидев собачку или кошечку, начнет уже говорить «гав» или «мяу».

Образование с помощью звука

Чтобы ребенок ни делал, старайтесь обозначить его действия определенным звуком. Например, если он хлопает, говорите «хлоп-хлоп», даже если он упал не бегите сразу поднимать малыша и при этом  ахать и охать, а лучше скажите «бух, бум». Детей такой подход даже веселит и они быстро забывают, что только что шлепнулись. Этот метод поможет крохе осознать, что каждое движение имеет определенный звук, у него будет развиваться активно память.

Речевое сопровождение

Когда малыш произносит любые звуки, попросите его повторить. Например, скажите ребенку: «Как делают гуси? – Га-га-га». Если он произносит что-то, по вашему мнению, несуразное типа «агу, бубу» повторяйте за ним. Ребенка нужно побуждать говорить, проговаривать любой звук и поощрять его в этом.


Занятия по развитию речи для детей 2-3 лет: упражнения для развития фонематического слуха

Фонематический слух – это тонкий систематизированный слух, который позволяет различать и узнавать фонемы родного языка. Это врожденная способность, позволяющая различать между собой слова, состоящие из одних и тех же фонем. Например, «кабан-банка, нос-сон» и т.д. Существует масса интересных и развлекательных игр, которые помогут развить фонематический слух у ребенка. Рассмотрим несколько таких  упражнений для развития речи.

Упражнения и игры для развития фонематического слуха у детей 2-3 лет

Узнай по голосу

Суть этой игры заключается в следующем: поставьте ребенка спиной к играющим. Желательно, чтобы участвовало как можно больше людей, но не менее 3 человек. Ведущий просит произнести кого-то из членов семьи имя ребенка, а тот в свою очередь, должен отгадать, кто его позвал.

Играй со звуками

Если  дома есть различные инструменты, к примеру, пианино, бубен, гармошка или иные, предложите крохе отгадать, на каком именно инструменте вы играете. Соответственно, малыш не должен видеть, какой предмет вы выбрали, нужно, чтобы он на слух определил, какой инструмент звучал.

Кто говорит?

Предложите ребенку произнести звуки, свойственные разным  животным. Обязательно приготовьте картинки зверей с их детишками. Например, попросите показать, как «говорит» мама-кошка — громко и звонко, и как говорит котенок – тихо и тонко. Затем собака и щенок, корова и теленок и т.д.

Повторяй за мной

Эта игра проводится по такому принципу: мама или папа отстукивает какой-то элементарный ритм, а малыш должен повторить. Затем звуки усложняются. Когда ребенок освоит игру, предложите ему создавать звуки, а вы будете повторять. И весело, и полезно.

Эти игры не сразу дадут положительный результат. Ребенок в процессе игр будет развивать память и мышление, что и послужит прекрасной основой  для развития фонематического слуха.

Пальчиковые игры для развития речи у детей 2-3 лет

Пальчиковые игры – прекрасный и легкий метод для развития мелкой моторики рук, который способствуют развитию речи у детей. Посвящайте пальчиковым играм по 10-15 минут в день, но не более. Также, не пытайтесь разучить все игры сразу, для начала достаточно будет 2-3 игр, после можно поменять игры на новые.

Как пальчиковые игры могут помочь ребенку говорить? Очень просто. Суть игр заключается в том, что родитель по ходу занятий рассказывает стихотворения, где часто повторяются одни и те же слова. Таким образом, ребенок на слух воспринимает слова мамы и понимает, о чем идет речь. А затем и сам пытается повторить звуки.

Можно начать заниматься с ребенком с самых элементарных пальчиковых игр типа «сорока-белобока» или «идет коза рогатая». Предложите малышу еще такую игру: возьмите ручку малыша, и, загибая его пальчики, произносите имена родственников. Например, этот пальчик – папа, этот пальчик – мама и т.д.

Игра «встали пальчики»

Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик — прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики — «Ура!»
В детский сад идти пора!

Пригибайте пальчики малыша, а затем большим пальцем «будите» всех остальных. С восклицанием «Ура!» разожмите полностью кулачок, будто все пальчики проснулись.

Дети познают мир посредством касаний. Можно устроить целый театр пальчиковый, связать или пошить интересных животных для более интересной и красочной игры.

пальчиковый театр для развития речи

Артикуляционная  гимнастика для развития речи у детей раннего возраста

Развивая речь малыша с раннего возраста, вы поможете крохе быстрее выражать свои мысли и желания посредством слов. Главная цель артикуляционной гимнастики заключается в том, чтобы дать ребенку выработать определенный навык для грамотного произношения звуков. Тренируя речевой аппарат, вы помогаете ребенку правильно осваивать слова.

Рекомендации по проведению речевой гимнастики:

  • Выполняйте упражнения регулярно, ибо любой навык нужно закреплять постепенно.
  • Не предлагайте малышу сразу больше 2-3 упражнений.
  • Каждое занятие должно длиться 5-10 минут.
  • Обязательно закрепляйте пройденные упражнения по несколько раз.
  • Проводите гимнастику в игровой форме, так как малышу будет неинтересно выполнять статичные, монотонные движения.

В 2-х летнем возрасте у детей не ярко выражена речевая проблема, но ради профилактики следует выполнять несложные занятные упражнения.

Артикуляционная гимнастика:

«Открываем-закрываем ворота». Предложите малышу открыть ротик и на несколько секунд задержать эту позу. «Покажи забор». Когда вы предлагаете крохе показать «забор», он должен сомкнуть свои зубки и широко улыбнуться. «Чистим-чистим зубки». Вместе с малышом откройте широко рот и языком проводите по внутренней и внешней части зубов. «Художник». Это упражнение более сложное. Предложите крохе язычком как бы рисовать на небе любые элементы. А затем, можно как маляр полностью закрасить все небо.

Обязательно проводите занятия вместе. Эти упражнения вырабатывают подвижность органов речевого аппарата. Артикуляционная гимнастика – залог красивого и правильного звукопроизношения у деток в раннем возрасте.

Советы специалистов по развитию речи у детей до 3 лет

Родители часто начинают паниковать, когда их ребенок не желает начинать разговаривать. По поводу затрудненной речи авторитетный врач-педиатр Е. О. Комаровский говорит следующее:

«Затрудненность речи может быть вызвана тем, что с ребенком активно не общаются взрослые. Но, когда малыш пойдет в детский сад, он наверстает упущенное, так как дети быстро стараются адаптироваться в обществе, чисто инстинктивно. Но высока вероятность, что у него будут проблемы с произношением, поэтому лучше заниматься с ребенком с раннего возраста».

Р. Левыкин, психолог:

Для развития речи полезно:

Как можно больше говорить с ребёнком и как можно больше стимулировать его самого говорить. Задавайте ему вопросы. Интересуйтесь его мнением. Комментируйте свои действия. Развивать кругозор. Больше гуляйте: сады, детские площадки, парки, музеи, зоопарки, прогулки в лес и т.д. Развивайте моторику рук: пластилин, краски, поделки из природных материалов, конструкторы.

Из книги И. А. Ермаковой «Поговори со мной, мама! Развивающие занятия для малышей»:

Правильному развитию речи помогает логопедический массаж лицевых мышц. Лёгкий массаж щёк, лба, губ способствует регуляции кровообращения, улучшает эластичность мышц и служит эффективным способом профилактики речевых нарушений. Лёгкие круговые движения следует выполнять подушечками пальцев обеих рук так, чтобы на коже не образовывались складочки. Массаж нужно делать медленно и плавно в течение 2—5 минут 2 раза в день. Продолжительность курса — 10—15 сеансов. Перед тем как приступить к массажу, вам необходимо остричь длинные ногти, тщательно вымыть и согреть руки, смазать кончики пальцев питательным или детским кремом.

Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к области висков. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к мочкам ушей. Выполнять лёгкие круговые поглаживания под глазами от носа до области висков. Выполнять лёгкие круговые движения от середины лба к шее. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к уголкам губ. Выполнять лёгкие круговые движения от крыльев носа к мочкам ушей. Выполнять лёгкие круговые движения по контуру сначала верхней, а потом нижней губы — от уголков к середине. Выполнять лёгкие постукивания по губам кончиками пальцев. Выполнять лёгкие круговые движения от середины верхней губы до подбородка.

Ю.С. Косьмина, учитель-логопед высшей категории:

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Логопед-дефектолог Анна Маковей о методах развитии речи у двойняшек:

Двойняшки — тема особая. Они друг у друга есть и этим все сказано. Особый язык, полное взаимопонимание и отсутствие стимула осваивать язык общепринятый. Самым гуманным из всех испытанных средств (тут и разделение/развоз по бабушкам и разделение обязанностей по воспитанию каждого между папой и мамой) мне кажется введение деток в коллектив сверстников. Там малыши осознают необходимость овладения речью и научатся озвучивать свои потребности (что в детском саду жизненно необходимо).

Индивидуальное общение с родителями тоже помогает «разговорить» таких деток. Тут уж Ваша фантазия и находчивость. Один с папой идет в магазин за… (чем-то очень нужным!!! Один Вы никак не справитесь!), второй остается с мамой …. кипятить чайник, мыть посуду и т.п.

Не стоит переживать, если ребенок в 1,5-2,5 года не начал разговаривать. Опасаться стоит, если ребенок на 3 году жизни не желает произносить ни единого звука. Это повод обратиться к специалисту, который поможет найти ответ на вопрос о том, почему ребенок не может говорить.

Учите своих детей, развивайте их речь, мышление, память, ведь многое от родителей зависит. А с таким набором современных методик, книг, развивающих игр можно разукрасить бытовые будни не только малыша, но и свои.

Поделитесь с друзьями:
Понравиласть статья? Жми лайк или расскажи своим друзьям!
Теги к новости:
Комментарии
Добавить комментарий
Похожие новости:
11.05.2019
Голые гимнастки - это мечта каждого. Они спортивные, гибкие и выносливые. Эти красивые девушки могут так раздвинуть ноги, что остальным и
03.05.2019
Зачастую родители считают, что задумываться о вопросах развития речи ребенка нет необходимости, если не проявляются очевидные дефекты произношения (ребенок шепелявит
19.03.2019
Пациенты, которые лично знакомы с таким заболеванием как остеохондроз, знают насколько важно найти хорошего специалиста, который индивидуально подберет эффе Комплекс
06.03.2019
Как быстро научить ребенка говорить букву Р в домашних условиях? Как правильн опоставить звук Р без логопеда? Упражнения для буквы
выбрать фон